вторник, 5 июля 2011 г.

2002 - Марк Головизнин

Варлам Шаламов и внутрипартийная борьба 20-х годов

*
В 1965 году И. Г. Эренбург напечатал воспоминания, где вполне в духе того времени рационализировал свое многолетнее пребывание в штате придворных у подножия сталинского бюрократического Олимпа. Он писал: «Да, я не любил Сталина, но долго в него верил и я его боялся. Разговаривая о нем с друзьями, я, как все, называл его «хозяином». Древние евреи также не произносили имени бога. Вряд ли они любили Иегову– он был не только всесилен, он был безжалостен и несправедлив... Вера, как страх, как многие другие чувства, заразительна. Хотя я воспитывался на вольнодумстве XIX века,... высмеивал все догмы, я оказался не вполне защищенным от эпидемии культа Сталина». Такую рационализацию Шаламов категорически не принимал. «Эренбург подробно объясняет, что лизал задницу Сталину именно потому, что тот был богом, а не человеком. Это вреднейшая концепция, создающая всех сталинистов, всех Ждановых, Вышинских, Ворошиловых, Молотовых, Маленковых, Щербаковых, Берия и Ежовых. Самое худшее, самое вредное объяснение», – писал Шаламов Я. Гродзенскому.

Головизнин Марк Васильевич (р. 1964) – научный сотрудник Института социологии Российской Академии наук.
Шаламовский сборник. Вып. 3. — Вологда: Грифон, 2002. — С. 160-168.

Комментариев нет:

Отправить комментарий