вторник, 5 июля 2011 г.

Эрик Гинзбург

      Отношение к Сталину в современной России — неоднозначное, но с недавних пор новое поколение неосталинистов перешло в наступление, и на недавно организованном телешоу «Имя Россия» генералиссимус занял почетное третье место, обогнав Ленина, Петра I, Достоевского, Менделеева и многих других. Мое же «открытие» Сталина началось с ХХ съезда КПСС и продолжилось далее подпиской на журнал «Новый мир», где в 1965 году была опубликована книга Ильи Эренбурга «Люди, годы, жизнь» (тот номер журнала я даже прихватил с собой в Америку). В своей книге Эренбург лучше других сумел уловить зловещие метки сталинского времени:
      «Я не любил Сталина, но долго верил в него, и я его боялся. Разговаривая о нем с друзьями, я, как все, называл его "хозяином". Древние евреи тоже не произносили имени бога. Вряд ли они любили Иегову: он был не только всесилен, но и безжалостен, и несправедлив; он наслал на праведного Йова все беды — убил его жену, детей, поразил его самого проказой, и все это только для того, чтобы показать, как заживо гниющий, брошенный всеми невинный человек будет на пепелище прославлять мудрость Иеговы. Бог бился об заклад с сатаной, и Бог выиграл. Проиграл Йов».
      Миллионы искалеченных и растоптанных человеческих судеб были ужасающим итогом правления Сталина — одного из самых жестоких тиранов в мировой истории. Но как могло случится, что люди великой страны практически не сопротивлялись жестокой и безжалостной воле вождя и властей, а безропотно шли на казнь и в лагеря? Вот какой ответ на этот вопрос дает А.И. Солженицын:
      «Такова человеческая природа, и ее хорошо использовали во все времена: пока человек еще мог бы разоблачить измену или смертью своей добыть спасение другим — в нем не убита надежда, он еще верит в благополучный исход, он еще цепляется за жалкие остатки благ и потому молчалив, покорен. Когда же он схвачен, низвергнут, когда терять ему больше нечего, он способен на подвиг — только каменная коробка "одиночки" готова принять на себя его позднюю ярость. Или дыхание объявленной казни уже делает его равнодушным к земным делам».

Эрик ГИНЗБУРГ, Чикаго
ЗАМЕТКИ К 130-ЛЕТИЮ РОЖДЕНИЯ СТАЛИНА
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий